Бумажные солдатики

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бумажные солдатики » Гражданская война » Легендарная и непобедимая РККА


Легендарная и непобедимая РККА

Сообщений 481 страница 510 из 672

481

В начале 1918 г. отряду Червонного казачества В.М. Примакова удалось раздобыть каких-то лошадей и даже поучаствовать верхом в боях против немецких и украинских войск. Но конная выучка бойцов Червонного казачества в то время оказалась столь отвратительной, что им пришлось спешиться. Собственно, именно с этим эпизодом связано первое упоминание об особой униформе Червонного казачества. Один из командиров полков Центральной Рады полковник Всеволод Петров вспоминал, что в апреле 1918 г. на Полтавщине ему противостояли «донецкие пролетарские полки, бросившие своих коней и ставшие хорошей пехотой», с красными лампасами на штанах. Совершенно очевидно, что речь идёт не о каких-то донецких полках а именно о червонных казаках.

По состоянию на осень 1918 г мемуаристы отмечают в Червонном казачестве кроме красных лампасов ещё и красный верх у шапок. Причём эти отличия нашивались на ту форму или одежду, в которой бойцы Червонного казачества поступали в строй.

Командно-политический состав и красноармейцы 1-й бригады 2-й Черниговской Червонного казачества кавалерийской дивизии, г. Изяслав, 1923 г. ЦГАКФДУ им. Г.С. Пшеничного. Во втором ряду второй справа (с орденом Красного Знамени) — командир 7-го конного Червонного казачества полка Илья Дубинский. Командиры и бойцы по большей части одеты в синюю форму Червонного казачества с красными отличиями

Отсутствие централизованного снабжения Червонного казачества было главным его бичом вплоть до 1922 г. Вот что, например, вспоминал об этом один из казаков, повествуя о весне-лете 1919 г.:

«В те тяжёлые годы мы почти не получали никакого обмундирования. Ходили, кто в чем: тот в белой, тот о рябой рубашке, кто-то из красного кумача пошьет себе рубашку и, как мак, цветёт на коне, хоть глаза закрывай. Были у нас и матросы; сидит на коне в тельнике, на голове — бескозырка, по ветру ленточки развеваются, а на ногах клёш с Чёрное море в ширину и стремян из-под них не видно. И Примаков ничего не имен против, когда какой-нибудь казак, слишком уж обносившийся, где-нибудь выменивал или брал так у какого-нибудь кулака пиджак, рубашку или штаны. Но горе было тому, кто случайно нацепит что-нибудь такое, что никак не подходило к мужской одежде.

Было у нас так заведено: когда после ночёвки выступаем из села или городка, то на площади строятся сотни и команды, а Примаков со штабом осматривает и здоровается с казаками. Потом полк выходит в поход, а командиры, выехав и остановившись на околице, пропускают сотни перед собой, внимательно осматривая казаков. Пропустивши полк, Виталий Маркович (Примаков

0

482

Стоит обратить внимание на одну деталь отрывка — бурку у Примакова. Бурки червонные казаки очень любили, и разживались ими при каждом удобном случае, в основном захватывая в боях.

Ношение красных лампасов червонными казаками в 1919 г. также было массовым явлением. Вот что вспоминал об этом один из советских ветеранов: "Видим... — едут конника о папахах, с красными лампасами. Готовлю пулемёты, рассыпаю цепь. Слышим: Вы красные и мы красные — кавалерия Червонного казачества...».

Впрочем, вплоть до августа 1919 г. 1-й полк Червонного казачества не был по-настоящему кавалерийским. В конном строю могли действовать лишь курдская, да две интернациональные (немецко-венгерские) сотни. Однако очень скоро большая часть этих интернационалистов покинула ряды полка. Лишь в августе 1919 г., когда полк развернулся в бригаду, был переброшен на Южный фронт и «нос к носу» столкнулся с белой конницей, началась настоящая кавалерийская учёба. Командиром 1-го полка был назначен бывший вахмистр 1-го лейб-драгунского Московского полка П.П. Григорьев (командиром 2-го стал бывший каторжанин П.Р. Потапенко). Среди командиров сотен и взводов появилось большое количество бывших унтер-офицеров кавалерии старой армии. Бригада стала усиленно учиться кавалерийскому уставу.

После того как была образована кавалерийская дивизия 14-й армии (затем — 8-я кавалерийская Червонного казачества), большинство командных постов в ней занимали бывшие конники. Это в первую очередь, кроме упомянутою П.П. Григорьева, бывший подпрапорщик 14-го драгунского Малороссийского полка М.А. Демичев, бывший вахмистр Лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка В.Х. Федоречко, бывший унтер-офицер Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка Краснов, бывшие казачьи урядники Александр Карачев и Павел Беспалов и многие другие. Бывшие офицеры в рядах Червонного казачества (как и вообще среди красной кавалерии за исключением школ и инспекций) были редким явлением и «погоды не делали».

Старые кавалеристы сразу же оценили целый ряд особенностей, отличавших Червонное казачество от других формирований советской кавалерии: собственные наименования (конные) и красные лампасы и верх шапок, деление на сотни (а не на эскадроны) и т.д. Молодёжь, прибывавшая в дивизию из кавалерийских

0

483

Ситуация с обмундированием несколько изменилась в лучшую сторону после взятия 6 июля 1920 г. 8-й кавдивизией города Чёрный Остров, где на станции был обнаружен эшелон польского интендантства со светло-голубой французской униформой.

Правда, трофейное обмундирование, по видимости, досталось лишь самым нуждающимся бойцам, так как многие даже из командиров продолжали ходить в старом обмундировании. Т.В. Юшкевич вспоминал об этом: "Вот лично мой вид к концу 1920 г. — вид сотника 2 сотни 43 кавалерийского полка: сапоги из сыромятной ножи (одел, высохли, сбежались, только через месяц снял при помощи ножа); брюки из крестьянской дерюги, протёртые путлищами до голого тела, откуда вместо белья выглядывают кружевца дамских панталон (наложницы черноостровского ксёндза), а на плечах— какой-то женский Бурнус. Только красная фуражка (полученная, вероятно, по окончании 1-х Московских кавалерийских курсов.— Прим. авт.) фиксировала мою "краскомовскую" сущность. Да, кой у кого быки и "лампасы", и "папахи", но только у тех, кто где и как смог раздобыть что придавало сотням и попкам вид обычной иррегулярщины».

Определённое представление о внешнем виде музыкантов Червонного казачества дают воспоминания бывшего командира 7-го конного Червонного казачества полка И.В. Дубинского. В мае 1921 г в его полк по договору поступил служить вольнонаёмный оркестр из Винницы.

«Его первый корнет — Афннус Скавриди — молодой одессит, начинавший играть ещё в воровском попку Мишки Япончика, стал затем штаб-трубачём попка, несмотря на свои хулиганские выходки и лишь благодаря своему незаурядному таланту.

[…] На околыше его защитной, с изломанным козырьком фуражки, как и у всех музыкантов, вместо звезды блестела крохотная лира. Но у Скавриди к ней ещё было припаяно пронзенное двумя стрелами серебряное сердце (так он хранил память о своей возлюбленной, оставшейся в Одессе)».

0

484

Окончилась гражданская война, и хотя на Украине ещё полыхали крестьянские восстания, в подавлении которым активно участвовало Червонное казачество, Красная Армия переходила на мирный период. Встал вопрос об обмундировании регулярных частей РККА. Командир 1-го конного корпуса В.М. Примаков решил официально утвердить ранее существующие в червонном казачестве отличия и представил соответствующий доклад в секретариат Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета. Прошение Примакова было удовлетворено. В тексте постановления ВУЦИК от 3 августа 1921 г. приводилось описание униформы Червонного казачества:

«Присвоить Корпусу Червонных Казаков форму следующего образца: шаровары синие с красными лампасами в два с половиною дюйма шириною, синяя гимнастёрка, шинель кавалерийского образца с синими петлицами и с синим кантом по отрезу рукава и по воротнику; папаха серая для нечётных полков и чёрная для чётных, с красным верхом».

Спустя несколько дней, 10 августа 1921 г. постановлением ВУЦИК состоялось переименование корпуса, а для его личного состава был усыновлен особый нарукавный знак:

«Присвоить Первому Конному Корпусу Червонных Казаков наименование Первого Конного Корпуса Червонного Казачества им. ВУЦИК.

Даровать Корпусу право ношения на левом рукаве выше локтя особого значка в форме Красной пятиконечной звезды с буквами ВУЦИК, расположенными между лучами звезды.

Такая же эмблема должна быть помещена на знамени корпуса».

0

485

В архивах также сохранился рапорт комкора В.М. Примакова в секретариат ВУЦИК от 11 мая 1922 г. с просьбой о выдаче корпусу новых знамён (штандартов):

«Доношу: 1-й Конный Корпус Червонного Казачества удостоен Почетным Штандартом от ВУЦИК-а в ознаменование боевых заслуг Корпуса.

1-й Черказполк имеет Орденский Штандарт Украинского Рабоче-Крестъянского Правительства созыва 1919г.
2-й Черказполк имеет Почётный Штандарт Реввоенсовета 14 Армии.
3-й Черказполк имеет Штандарт ВЦИК с прежним своим 5-м номером.
1-я Черказдивизия имеет Штандарты от ВЦИК и Петроградского Совета со своим прежним 8-м номером.
Боевые штандарты прочих полков совершенно в походах истрепались.

Принимая во внимание, что шефство ВУЦИК распространяется на весь корпус, что по положению Высшая власть в республике выдаёт Штандарты полкам, что все полки, кроме того, имеют старшим шефом своим ВУЦИК, честь имею просить ВУЦИК о выдаче всем полкам Корпуса Шефских Штандартов, с которыми полки выйдут в бой за республику».

К сожалению, последствия этого рапорта доподлинно не известны. Новые знамена появились у полков Червонного казачества лишь в 1924-1925 гг.

0

486

Обращает внимание и термин «штандарт», который в Красной Армии в общем-то не использовался. Но именно это подчеркивает приверженность Примакова к старым кавалерийским традициям.

А вот как описывал полковые регалии И.Б. Дубинский, комиссар 6-го конного Червонного казачества полка, исполнявший в феврале 1921 г. обязанности командира:

«Я повернул голову к окнам, где у простенка, охраняемое часовым, стояло в целости и невредимости наше единственное полковое знамя, на котором горели золотом снова: «Берегись, буржуазия, твои могильщики идут!».

[...] Штандарт (имелся в виду фурьерский значок, — Прим. авт.} — кусок красного кумача с вышитой подковой и конской головой, прикреплённый к пике, — втыкался в землю и обозначал местонахождение штаба. Штандарт — не знамя, и никакой охраны к нему не выставлялось».

Новая униформа Червонного казачества появилась гораздо позднее постановления ВУЦИК и просуществовала сравнительно небольшой промежуток времени. Ещё в сентябре 1921 г. комкор В.М. Примаков обратился к председателю ВУЦИК Г.И. Петровскому с просьбой о помощи в вопросе «построения 15.000 нарукавных знаков согласно прилагаемого чертежа». Как точно выглядели эти нарукавные знаки (в архивах чертежа не обнаружено) и были ли они действительно заказаны, мы не знаем. Приходится лишь констатировать, что на сегодняшний день пока не найдено ни одной фотографии или упоминания в источниках о реальном существовании выше описанных нарукавных отличий.

Тем временем Комиссией по выработке новой формы одежды РККА, созданной в ноябре 1921 г. при Управлении главного начальника снабжений, были разработаны и представлена в РВСР образцы обмундирования. Этот вопрос Реввоенсовет Республики рассмотрел на заседании 13 декабря 1921 г. и принял соответствующее постановление:

0

487

«4. Об образцах обмундирования.
16) В основе утвердить представленные образцы с тем, чтобы при окончательной их выработке нагнать максимальную экономию в отношении расходования сукна, достигнуть максимум простоты постройки и изготовить образцы к 25 декабря. Признать неосуществимым достройку кавалерийском обмундирования из красного сукна, как нецелесообразной с военной точки зрения, что доказан опыт Франции, и к тому же неосуществимой по состоянию ресурсов. Поручить Главхозупру дать войскам соответствующее разъяснение».

Несомненно, под «достройкой кавалерийского обмундирования из красного сукна» в том числе имелась в виду я форма червонных казаков. Впоследствии это постановление РВСР сыграло решающую роль в судьбе особой формы.

Спустя 10 дней, 23 декабря начальник ГВХУ Д.М. Кан подписал приказ за № 335:

«Специальной комиссией при Управлении Главначснаба выработаны образцы новой формы единой для всех родов войск. В основе образцы эти утверждены в Заседании Реввоенсовета Республики от 13/ХІІ с.г., с тем, однако, чтобы учитывая ресурсы страны— недостаток в сукнах и других тканях, а равно почти полном отсутствие многих из цветных сукин, при окончательной выработке этих образцов была соблюдена максимальная экономия в материалах и достигнута максимальная простота постройки.

Ни ряду с этим, постройка кавалерийского обмундирования из красного сукна признана нецелесообразной с военной точки зрения о боевой обстановке и к тому же не осуществимой по состоянию ресурсов.

0

488

Что же касается униформы, то, например, 1-й полк Червонного казачества получил её лишь и мае 1922 г., когда боролся с партизанским отрядом Якова Гальчевского. Причём, как вспоминал командир полка Т.Н. Юткевич, униформу им выдали «во избежание самоснабжения». Полк получил новые тёмно-синие суконные гимнастёрки, такие же с красными лампасами брюки и смушковые шапки.




Попытка сохранить и узаконить особую форму червонных казаков была предпринята в конце 1922 г. 23 ноября командующий всеми вооружёнными силами на Украине и в Крыму М.В. Фрунзе подписал соответствующий рапорт в Реввоенсовет Республики, который, однако, так и остался без ответа. Повторный запрос управляющему делами РВСР был направлен 1 декабря уже от военно-хозяйственного управления Украинского военного округа. Из секретариата Л.Д. Троцкого это обращение было направлено Главначснабу М.М. Аржанову, который 26 декабря 1922 г. подписал ответ командующему поисками Укркрыма:

«Революционный Военный Совет Республики приказом своим от 31 января с/г. № 322 имел в виду ввести единую форму для всей Красной Армии, отличая только основные руды поиск цветам приборного сукна. Кроме того, введение специальной формы, хотя бы и для весьма заслуженных войсковых частей, приведёт к той пестроте формы, которая были в прежней царской армии и вызовет зависть в других не менее заслуженных частях Красной Армии, а также сильно удорожит форму, раз придётся отдельно чуть ли не для каждой часты её шить.

В частности форма для Червонного Казачества 1-го Конного корпуса — резко отличается от общей формы Красной Армии, поэтому, чтобы не осложнять дело снабжения Армии обмундированием и в то же время сохранять идею приказа РВСР от 31-го инвара с/г. № 322, решено особой формы дня Червонного Казачества не вводить».

0

489

Тем не менее, форму продолжали носись вплоть до конца 1923 г. , несмотря на то, что вне территории Украины у червонных казаков стали часто возникать проблемы по этому поводу. Например в Петрограде слушатели Высшей кавалерийской школы из числа командиров-червонцев неоднократно задерживались сотрудниками комендантского управления. В связи с чем начальник школы 21 мая 1923 г. в своём письме сообщал коменданту города Фёдорову о том, что «в числе слушателей школы имеются лица комсостава Червонного казачества, для какового установлена и утверждена ЦИК Украинской Республики специальная форма, а именно: зимой папаха — красный верх, летом фуражки— красный околыш, жёлтая окантовка и синий верх. Брюки с пампасами». В связи с этим он просил указаний коменданта не задерживать военнослужащих, носящих форму Червонного казачества.

0

490

О последнем параде Червонного казачества совместно со 2-м конным корпусом Г.И. Котовского, состоявшемся 4 июня 1923 г., на котором присутствовал В.М. Примаков, Тарас Юшкевич вспоминал: «После маневров— парад. 2 к[онный] к[орпус]: новые костюмы, специально возимые в обозе дли этой цели; отлично отлаженный транспорт (запасные колёса обмотаны соломенными жгутами, кнуты — в специальных гнёздах, вожжи у ездовых — по-смотровому). Во всем чувствовалась школа бывшего вахмистра И.Н. Криворучко. Примаков, увидев такое, подскакал ко мне и торопливо: «Привьючь шинели». Очевидно надеясь, что это придаст его головному попку более презентабельный вид. А когда из-за изношенности костюмов а неисправности вьюков сотни приобрели вид кочевников, он раздражённо бросил: «Одеть шинели!». И всё это — на месте построения парада!».

Уже к концу 1923 г. полки Червонного казачества стали переодеваться в общеармейскую форму образца 1922 г. а вопрос о собственном обмундировании был навсегда снят с повестки дня.

0

491

сергей, зря старались.  :dontknow: Ссылка на статью Степанова-Тинченко была до вас.

0

492

Кашу маслом не испортить, пусть будет. Сергей спасибо.

0

493

Видно не увидел :hobo:

0

494

http://i078.radikal.ru/1012/54/cbe9529241f2.jpg
http://s48.radikal.ru/i120/1012/15/de80f9816e3a.jpg

0

495

О! Спасибо! А я рис эти куда дел  :dontknow:

0

496

Какие-то у пионеров ноги ... с кавалерийским уклоном- не находите?)))

0

497

игорь написал(а):

Какие-то у пионеров ноги ... с кавалерийским уклоном- не находите?)))

Может рахит был?  :D  Вы поправку на время делайте.

0

498

http://unifa.ru/grajdanskaya_voina_v_ro … aya_armiya

Красные

0

499

:flag: ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО  ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ !!! :flag:  :flag:  :flag:

0

500

1-й Костромской военно-революционный отряд

0

501

0

502

0

503

Красные гусары

0

504

как всегда, отлично!!

0

505

Хороши!

0

506

Красные
http://uploads.ru/t/B/j/m/BjmAp.jpg
http://uploads.ru/t/R/4/h/R4hd1.jpg
http://uploads.ru/t/N/C/2/NC2Py.jpg

Отредактировано RIK (2011-12-27 22:03:32)

0

507

:mad: Крас комы
http://uploads.ru/t/8/M/U/8MU49.jpg

0

508

Красные
http://uploads.ru/t/u/p/h/uphGm.jpg
http://uploads.ru/t/Z/K/S/ZKSoB.jpg
http://uploads.ru/t/W/2/d/W2dTb.jpg

0

509

http://www.rkka.ru/cavalry/Gv/gv.html кавалерия РККА

0

510

Мне кажется,что кавалерию можно и в касках отрисовывать тоже,т.к. каски с шерокими тульями предохраняли уши кавалеристов от сабельных ударов.

0


Вы здесь » Бумажные солдатики » Гражданская война » Легендарная и непобедимая РККА