Авто выставки в России, прошу прщения но начало немного повреждено!
анцузов, и потому именно они лидировали, показав более 30 машин. Немцы привезли 13 автомобилей, другие страны – Италия, Бельгия, Дания и Швейцария?– единичные образцы. Россию представляли, в основном, поставщики зарубежной продукции.
Несмотря на подобную раскладку, первыми гостей встречали итальянцы – стенд «Фиата», далее шли «Рено», «Бразье» и «Мерседес». Богатое оформление, элегантность и новизна европейских моделей привлекали сотни посетителей. Отзывы прессы были не просто положительными?– восторженными.
Имелись в Михайловском манеже и русские производители. Автомобили собственной сборки – почтовую машину, грузовик и две легковые машины с четырех- и шестицилиндровым двигателями (32 и 90 л.с. соответственно) представило «Акционерное общество Г.А. Лесснер», получив Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».
Петербургская фабрика П.Д. Яковлева и компания «Фрезе и Ко» демонстрировали автомобильные кузова, поставленные на иностранные шасси. Они также удостоились высшей награды?– Большой золотой медали.
Центральное событие смотра – автогонка из Москвы в С.-Петербург. Абсолютным победителем, завоевавшим Императорский приз ценностью 1500 рублей, призы Комитета выставки и Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба стал гонщик Дюрэ на экипаже «Дитрих». Стартовав в Москве в 2 часа 10 минут ночи, он пришел на финиш в 12 часов 12 минут пополудни, затратив на путь 10 часов 2 минуты – с учетом обязательной 40-минутной остановки и столкновения с собакой. Рекорд француза поразил современников, тем более, что следующий за ним гонщик Жемличка на экипаже «Дирак» прибыл лишь в 7 1/2 часов вечера. Для справки: курьерский поезд Николаевской железной дороги шел из Москвы в С.-Петербург 11 часов.
Вторая выставка,
Москва, 1908 год
Международная выставка автомобилей, моторных лодок, двигателей, велосипедов и спорта – так она называлась – состоялась в Москве, в здании Манежа, с 3 до 20 мая 1908 года. Организатор – Московское отделение Российского Автомобильного Общества.
При входе гостей встречала высокая арка в господствовавшем тогда стиле модерн, украшенная скульптурными группами, изображающими шоферов и велосипедистов, – с автомобилями и велосипедами.
Экспоненты привезли более 150 автомобилей различных конструкций, в том числе: 31 лимузин, 14 ландоле, 3 купе, 37 дубль-фаэтонов, 9 двухместных авто, 18 шасси, 3 омнибуса и 16 грузовиков. Здесь же находились велосипеды и мотоциклы, моторные лодки, резиновые шины, смазочные масла и составные части для ремонта машин.
К мировым брендам той эпохи можно отнести торговые марки «Пежо», «Бенц», «Заурер» и «Бюсинг».
«Напрасно стал бы посетитель искать здесь автомобиль русского производства, – сетовал автор «Московских Ведомостей» в номере от 9 мая 1908 года, – русская промышленность еще не успела проникнуть в эту область».
Нашу страну представляли лишь агенты зарубежных фирм и производители автомобильных корпусов: экипажные фабрики «Фрезе и Ко», «П.П.?Ильин», «Ив. Брейтигам», «Братья Крыловы».
Десять стендов заняли поставщики резиновых шин во главе с Товариществом Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАМ) и фабрикой «Проводник».
Выставка «вызвала к себе большой интерес в среде богатого класса и торгово-промышленных предприятий, – писали «Московские Ведомости». – Устроители не пожалели средств на украшение обширнейшего городского манежа. Декорации сделаны красиво и изящно, а главное – оригинально».
Современники отмечали, что по общему виду экспозиция оказалась скромнее первой, петербургской. Небогатую отделку компенсировали электрическое освещение и зеркала, призванные высветить и показать автомобили и их устройство. Именно поэтому выставка выглядела особенно эффектно при вечернем освещении.
По подсчетам устроителей, в Манеже побывало около 30 тысяч посетителей, 20 тысяч из которых заплатили за билет. Необычайно много было гостей из провинции.
Невероятный для того времени факт: за 18 дней работы продали около 100 автомобилей, при этом заявки на покупку поступали еще долго по окончании выставки.
Как и годом ранее, прошла автомобильная гонка, на этот раз из С.-Петербурга в Москву.
Другое, не менее яркое мероприятие – испытание грузовых автомобилей, проехавших 110 верст от Манежа до станции Подсолнечная по Петербургскому шоссе и обратно. Выяснилось, что для русских дорог лучше всего подходят грузовики «Бюссинг» – именно их впоследствии московские власти закупили для коммунальных служб. Помимо этого, некоторые гостиницы Москвы приобрели омнибусы (автобусы) германского и австрийского производства для подвоза постояльцев к вокзалам.
Третья выставка,
Санкт-Петербург, 1910 год
III Международная автомобильная выставка прошла там же, где и первая, – в Михайловском манеже с 15 по 29 мая 1910 года. Организатор – Императорское Российское Автомобильное Общество. О внимании к смотру красноречиво свидетельствует тот факт, что ее Почетным президентом стал Министр финансов, будущий Председатель Совета Министров В.Н.Коковцев.
Как ни странно, первыми посетителей встречали… аэропланы – французский «Блерио» и «Россия», принадлежащий первому Воздухоплавательному обществу. Самолеты символизировали неудержимый прогресс техники в покорении пространства.
Автомобилей привезли меньше, чем в Москве?– всего 50. Но каких!
«Гвоздем выставки можно признать экспонаты, присланные автомобильными фирмами «Бенц» и «Гагенау», – писал 16 мая 1910 года «Петербургский Листок», одна из самых массовых столичных газет. Стенд компании «Бенц» занял 210 кв.м. Здесь разместили новейшие модели самых разных экипажей, от сверхдорогих элитных лимузинов до автобусов, устроенных по типу вагонов железной дороги вместительностью 20 человек. Предлагали немцы и оборонную продукцию – тяжелый грузовик с мотором в 45 л.с. и подъемной силой 800 пудов, официально признанный годным для военных целей в германской армии.
Фирма «Гагенау» арендовала стенд такого же размера. Немногим отстал Русско-Балтийский вагонный завод – на площади 200 кв.м он представил первую русскую автомобильную марку «Руссо-Балт», родившуюся годом ранее, в мае 1909 года.
Новинками считались мощные стосильные «Изота-Фраскини» и «Опель», а также автомобильные сани «Рене Ле Гран», выигравшие Большой приз Французского автомобильного клуба,?– первый автомобиль, способный развивать скорость 20 верст в час на полозьях.
Неизменный участник первых автосалонов?– Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры выступало в новом качестве?– как мировой лидер. Годом ранее ее продукция – резиновые шины «Треугольник» получили Большой приз на испытаниях в Париже, лучше других выдержав автопробег длиною 3000 км.
По отзывам газет, выставка отличалась небывалым коммерческим успехом. Продажи шли непрерывно. Так, Русско-Балтийский вагонный завод, имея на стенде 5 автомобилей, продал со склада 25 машин.
К разряду сопутствующей программы можно отнести гонку на одну версту на приз журнала «Автомобиль».
Сразу по закрытии смотра, в июне 1910 года, под личным покровительством Николая II состоялся автопробег длиною 2700 верст по маршруту
С.-Петербург – Киев – Москва – С.-Петербург.